Современная Волгоградская область входит в состав Южного федерального округа. Граничит с Саратовской, Ростовской, Астраханской, Воронежской областями, а также Республикой Калмыкией и Казахстаном.
Регион имеет выгодное географическое положение, являясь главными воротами на юг России с выходом на Иран, Ирак через Кавказ и Индию через Республику Казахстан.
Через Волгоградскую область проходят важные автомобильные, водные и воздушные трассы, а также Приволжская железная дорога, которая связывает Нижнее Поволжье с Центром России, Уралом, Северным Кавказом и Государствами Средней Азии.
В железнодорожном транзитном потоке направления Саратов – Волгоград – Тихорецкая на экспорт следуют нефтегрузы, поступающие с Саратовского и Волгоградского нефтеперерабатывающих заводов, а также азотные удобрения с заводов Самарской, Пермской, Кемеровской и Иркутской областей. В грузопотоках обратного направления преобладают нефтяные, минерально-строительные материалы и лесные грузы.
Низовья Волги и Дона, связанные Волго-Донским судоходным каналом, создают благоприятные условия для транспортировки различных грузов из портов государств Европы в зоны судоходства Африки, Ближнего и Среднего Востока. Волго-Донской канал обеспечивает выход в Каспийское, Белое, Балтийское, Черное и Азовское моря.
Административный центр – город Волгоград
Царицынская сторожевая крепость (Волгоград) была основана в 16 веке для охраны волжского пути и как заслон против набегов кочевников на русские земли. Датой основания города принято считать 2 июля 1589 года, когда название Царицынской крепости впервые было упомянуто в царской грамоте.
Строительство железной дороги в 1862 году способствовало стремительному увеличению населения города: если в 1807 году в Царицыне проживало менее 3 тысяч человек, то к 1900 году – уже около 84 тысяч. В 1872 году здесь был открыт первый театр, а в 1907 году – кинотеатр.
В годы Гражданской войны за город шли жестокие бои, получившие в советской историографии название «Оборона Царицына».
10 апреля 1925 года город Царицын был переименован в Сталинград. Уже в 1930 году в городе было открыто первое высшее учебное заведение – Сталинградский тракторный институт, а год спустя – Педагогический институт.
Наиболее серьёзным потрясением в истории города стала Великая Отечественная война.
Главная тяжесть по обеспечению перевозок для защитников Сталинграда легла на плечи железнодорожников и, в первую очередь, на коллективы Рязано-Уральской и Юго-Восточной дорог, которые одновременно питали несколько фронтов: Сталинградский, Юго-Западный, Юго-Восточный и частично Воронежский. Военные перевозки в период подготовки и в ходе Сталинградской битвы в основном осуществлялась по железнодорожным линиям Поворино – Сталинград, Урбах – Астрахань, Иловля – Петров Вал, Петров Вал – Саратов, Балашов – Камышин. В кратчайшие сроки была построена 340-километровая Волжская рокада, соединившая Сталинград с Саратовом, были проложены и введены в эксплуатацию линии Сталинград – Владимировка – Баскунчак и Астрахань – Кизляр. Они позволили объединить отдельные тупиковые направления и организовать эффективное движение эшелонов, что сыграло решающую роль в снабжении фронта продовольствием, боевой техникой, горючим и боеприпасами.
В послевоенное время заново были отстроены градообразующие предприятия, восстановлены железная дорога, жилые дома и объекты социальной инфраструктуры. Началось активное строительство новых предприятий, в частности, возведен Волго-Донской судоходный канал. Вместе со стройкой гидроэлектростанции на Волге вырос город-спутник с развитой промышленностью – Волжский.
Современный Волгоград является региональным студенческим центром. Здесь успешно работают 3 университета и 5 академий, а также институты, филиалы, техникумы, колледжи и училища. Культурный потенциал города составляют 7 театров, филармония, дом офицеров Российской Армии, цирк, десятки библиотек, домов и дворцов культуры, планетарий с уникальным оптическим оборудованием.
Основные достопримечательности Волгограда связаны с историей Великой Отечественной войны: Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» на Мамаевом кургане, Музей-панорама «Сталинградская битва», Дом Павлова.
Основные отрасли промышленности Волгоградской области: машиностроение и металлообработка; топливная, нефтеперерабатывающая, химическая, нефтехимическая, в том числе производство каустической соды, химического волокна, черная и цветная металлургия.
Крупнейшими партнерами Приволжской железной дороги в Волгоградской области являются ОАО «Волжский трубный завод», ВМЗ «Красный Октябрь», ООО «ЛУКОЙЛ – Волгограднефтепереработка», ОАО «Себряковский цементный завод», ОАО «Волгоградский тракторный завод» и др.