Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Приволжская железная дорога – одна из старейших магистралей России

1.jpgИстория Приволжской (Рязано-Уральской) магистрали началась во 2-ой половине 19 века. Свое летоисчисление дорога ведет с 15 июля 1871 года, когда было завершено строительство и открыто движение по участку от Аткарска до Саратова.

В январе 1892 года было образовано одно из самых крупных железнодорожных предприятий дореволюционной России – Общество Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД). Дореволюционная Рязано-Уральская ж.д. связала 12 губерний и область Уральского казачества, протянулась от Москвы до Каспия и от Смоленска до Уральска. Общая длина ее путей составляла 4377 верст.

2.jpgВ 1896 году в районе станции Увек была построена первая в России паровая паромная железнодорожная переправа через Волгу. Позже, в 1935 году, здесь был возведен железнодорожный мост – крупнейший мост первой пятилетки.

Годы революции и Гражданской войны нанесли Рязано-Уральской железной дороге громадный ущерб, но к 1925 году ее паровозный парк был полностью восстановлен.

В 30-е годы дорога технически развивалась и вооружалась. К 1941 году выполняемые дорогой перевозки в четыре раза превзошли уровень 1913 года.

Строительство Волжской рокады во время Великой Отечественной войны позволило обеспечить стратегически важные перевозки к Сталинграду и на Кавказ. Железнодорожники с честью выдержали тяжелейшие испытания военных лет, восстановили разрушенное хозяйство, дали импульс техническому развитию магистрали.

В 1953 году Рязано-Уральская и Сталин­градская железные дороги были объ­единены в одну – Приволжскую.

3.jpgВ своих современных границах магистраль охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций в Ростовской, Самарской областях и Казахстане. ПривЖД включает в себя три управления: Саратовское, Волгоградское и Астраханское.

Приволжская железная дорога является важным звеном, связывающим Центр России, Украину и Кавказ с Ура­лом, Средней Азией и Сибирью.

Дорога обеспечивает пропуск мощного грузопотока к портам Азово-Черноморского бассейна, включает в себя часть международного транспортного коридора «Север – Юг», который призван интегрировать Россию в мировую систему грузовых перевозок между Европой и Азией.

Со станций Приволжской магистрали отправляются важные для экономики страны грузы: нефть, черные и цветные металлы, зерно, сера, цемент, химические и минеральные удобрения…

Здание управления Приволжской железной дороги

4.jpgУправление РУЖД было построено в начале XX века на территории современного Волжского района города Саратова.

20 мая 1893 года Городская Управа и Комиссия по отчуждению земель под железную дорогу, исходя из постановлений Городской Думы и воспользовавшись пребыванием в Сара­тове Председателя Правления АО РУЖД Ивана Евграфовича Ададурова, просила Н.П. Фролова, замещавшего место Городского Головы, решить вопрос перевода в Саратов Управления РУЖД. И.Е. Ададуров согласился, если отчуждение земли состоится безвозмездно, однако этого не произошло.

В течение 1904 года в Саратове шла дискуссия о строительстве, так как Правление АО РУЖД уже собиралось перевести Управление РУЖД в Москву. Общество купцов и мещан Саратова, обеспокоившись потерей сотен арендаторов квартир и просто покупателей – представителей среднего класса: инженеров и техников железной дороги, заказало проект здания Управления. В середине 1905 го­да проект был готов. Общество купцов и мещан Саратова решило сломать Старый Гостиный двор, чтобы освободить место под строительство здания. 21 мая 1905 года «Саратовский дневник» сообщил, что «Городской архитектор А.М. Салько изготовил чертежи здания РУЖД – 4-этажное, взял 400 руб.».

В начале августа 1905 года в Строительное Отделение Губернского Правления был подан рапорт купеческого старосты с приложением проекта и сметы на постройку на месте Старого Гостиного Двора здания для РУЖД. Были представлены планы 1-й очереди строительства с фасадами, выходившими на Московскую улицу, Старо-Соборную (ныне Музейная) площадь и Часовенную (Челюскинцев) улицу. Протоколом Строительного отделения Губернского Правления №233 от 12 августа 1905 года проект был утверждён.

В «Саратовском вестнике» от 14 августа и 1 сентября 1907 года появились заметки о том, что 12 августа 1907 года состоялась закладка здания Управления РУЖД.

Срок строительства был выдержан, и 1 октября 1909 года в здании РУЖД состоялся молебен по поводу перехода многих отделов и служб в новое помещение.

К 1 октября 1910 года в Обществе купцов и мещан был практически решён вопрос о строительстве 2-й очереди здания. План и смету на постройку выполнил тот же А.М. Салько.

Строительное отделение Губернского Правления своим Протоколом №589 от 28 ноября 1911 года утвердило проект пристройки к существующему дому Общества для помещения Управления РУЖД по Часовенной улице.

5.jpgО закладке «…дополнительного здания РУЖД на Пешем базаре» сообщил «Саратовский вестник» 2 сентября 1912 года.

В феврале 1914 года все остальные службы Управления РУЖД были переведены в отстроенную часть здания. В номере от 17 апреля 1914 года «Саратовский вестник» подвёл итоги: «Построена 2-я очередь здания РУЖД».

В 2024 году зданию управления Приволжской железной дороги исполнилось 115 лет.

Построенное в эпоху эклектики с использованием классицистических форм, оно и в начале XXI века сохранило свой неповторимый архитектурный облик. Управление дороги является градостроительной доминантой Музейной площади. Однако пятиэтажное здание с украшенными лепкой фасадами не подавляет площадь своей массой, а органично включается в её ансамбль, сообразуясь со стилистикой и пропорциями соседних зданий, и, прежде всего, Свято-Троицкого собора.

6.jpgУправление имеет два основных входа – со стороны Музейной площади и со стороны улицы Московской, но главным фасадом все же считается юго-восточный, обращенный на собор. Фасады пятичастны, с тремя легкими ризалитами – центральным и боковыми. Углы здания срезаны в плане, в верхнем этаже надстроены башни и парапеты, акцентирующие углы.

Современное цветовое решение фасадов соответствует первоначальному замыслу контраста между красным цветом стен и белым декором.

В наше время в здании управления расположены службы, координирующие работу ведущих хозяйств Приволжской железной дороги.